ruartem (ruartem) wrote,
ruartem
ruartem

Categories:

Сбитая "Сова"

В журнале боевых действий 101-й танковой дивизии за 2 сентября 1941 года есть строчка:
"Утром бойцы 101 мсп - зенитчики сбили двухфюзеляжный самолет. Был захвачен полный экипаж в количестве 3-х человек."

Данный факт отмечен в оперативной сводке штаба 19-й армии в штаб Западного фронта (№ 0177 на 17:00 02.09.41):
"5. 101 тд медленно продвигается в западном направлении. 14.00 прошла 700 м зап Холм. В полосе дивизии сбит самолет пр-ка «Фокке-Вульф». Экипаж в плен, самолет сохранен с небольшими повреждениями"

Это же фиксируется в оперативной сводке штаба Западного фронта № 136 (на 20:00 02.09.41):
"101 тд... В полосе дивизии сбит пулеметным огнем самолет пр-ка «Фокке-Вульф», экипаж самолета 3 человека взят в плен".

Как бы ясно, что двухфюзеляжным Фокке-Вульфом" в Люфтваффе тогда мог быть только фронтовой разведчик "Fw.189", который у нас в войсках именовали "рамой". Но запись меня удивила подробностями, так как я знал, что подобные самолеты довольно трудно было сбить. Летали "рамы" высоко (до 7 км потолок) и не каждый советский истребитель мог их догнать. Для зенитных орудий также было сложной целью. А тут - "сбит пулеметным огнем"!


На фото стандартная модель Fw-189А.

Стал искать подробности. Нашел книгу - "А.Н. Заблотский, Р.И. Ларинцев. В прицеле ФВ-189. Справочник. СПб, 2006 - 52 с."
На странице 12, в таблице под номером 53 подтверждение данной потери.
"02.09.41 Эскадрилья I.(H)/31 Район Царевич - Быково. В графе "причина" - ? Модель самолета - FW-189B-1. Заводской номер - 0161. Бортовой номер - (5D+AH)."

Оказалось, что и модель машины уникальная. "Fw.189B-1" - это учебно-тренировочный вариант самолета. Построено было всего 10 экземпляров в 1940 году. От серийных машин отличались в том числе другой формой кабины и экипажем в 5 человек.
Ниже найденные фото подобных машин.






Следующее открытие я сделал много позже, потому что на тот момент я не досмотрел справочник Заблотского-Ларинцева до конца. А ведь там были еще и приложения. Точнее одно, зато какое! (Приложение 1 - это иллюстрации)
Воспоминания члена экипажа данного самолета!
Вот тут и разгадка - из-за плохой погоды разведчик шел на высоте 30 метров и был сбит огнем наших трех комплексных пулеметных установок (счетверенные максимы в кузове грузовика).
FW 189A.jpg
FW 189A.jpg


Видимо в этот полет экипаж все-таки составлял 3 человека и два его товарища так и не смогли дойти до немецких позиций.
Любопытно, смогли ли все-таки наши эвакуировать сам самолет? Если да, то в каком виде он мог быть после его обстрела немецкой артиллерией?
Tags: 101-я тд, история
Subscribe

  • Схема атаки 101-й тд 18.07.1941

    Госкаталог музейных предметов для самих музейщиков является довольно спорной системой. Но это однозначно очень полезный ресурс для историков! Очень…

  • Читатели пишут...

    Давний материал Flak`и под Холмом вызвал отклик среди читателей. Ув. bes1941 поделился своими изысканиями на местности. Общая схема…

  • Январь 1941. 738-й сп 134 сд в г. Ворошиловград

    Занимаясь историей 214-й стрелковой дивизии нашел любопытную информацию. 214-я сд формировалась в городе Ворошиловграде с марта 1941 года. В самом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments