Previous Entry Share Next Entry
Сбитая "Сова"
ruartem
В журнале боевых действий 101-й танковой дивизии за 2 сентября 1941 года есть строчка:
"Утром бойцы 101 мсп - зенитчики сбили двухфюзеляжный самолет. Был захвачен полный экипаж в количестве 3-х человек."

Данный факт отмечен в оперативной сводке штаба 19-й армии в штаб Западного фронта (№ 0177 на 17:00 02.09.41):
"5. 101 тд медленно продвигается в западном направлении. 14.00 прошла 700 м зап Холм. В полосе дивизии сбит самолет пр-ка «Фокке-Вульф». Экипаж в плен, самолет сохранен с небольшими повреждениями"

Это же фиксируется в оперативной сводке штаба Западного фронта № 136 (на 20:00 02.09.41):
"101 тд... В полосе дивизии сбит пулеметным огнем самолет пр-ка «Фокке-Вульф», экипаж самолета 3 человека взят в плен".

Как бы ясно, что двухфюзеляжным Фокке-Вульфом" в Люфтваффе тогда мог быть только фронтовой разведчик "Fw.189", который у нас в войсках именовали "рамой". Но запись меня удивила подробностями, так как я знал, что подобные самолеты довольно трудно было сбить. Летали "рамы" высоко (до 7 км потолок) и не каждый советский истребитель мог их догнать. Для зенитных орудий также было сложной целью. А тут - "сбит пулеметным огнем"!


На фото стандартная модель Fw-189А.

Стал искать подробности. Нашел книгу - "А.Н. Заблотский, Р.И. Ларинцев. В прицеле ФВ-189. Справочник. СПб, 2006 - 52 с."
На странице 12, в таблице под номером 53 подтверждение данной потери.
"02.09.41 Эскадрилья I.(H)/31 Район Царевич - Быково. В графе "причина" - ? Модель самолета - FW-189B-1. Заводской номер - 0161. Бортовой номер - (5D+AH)."

Оказалось, что и модель машины уникальная. "Fw.189B-1" - это учебно-тренировочный вариант самолета. Построено было всего 10 экземпляров в 1940 году. От серийных машин отличались в том числе другой формой кабины и экипажем в 5 человек.
Ниже найденные фото подобных машин.






Следующее открытие я сделал много позже, потому что на тот момент я не досмотрел справочник Заблотского-Ларинцева до конца. А ведь там были еще и приложения. Точнее одно, зато какое! (Приложение 1 - это иллюстрации)
Воспоминания члена экипажа данного самолета!
Вот тут и разгадка - из-за плохой погоды разведчик шел на высоте 30 метров и был сбит огнем наших трех комплексных пулеметных установок (счетверенные максимы в кузове грузовика).
FW 189A.jpg
FW 189A.jpg


Видимо в этот полет экипаж все-таки составлял 3 человека и два его товарища так и не смогли дойти до немецких позиций.
Любопытно, смогли ли все-таки наши эвакуировать сам самолет? Если да, то в каком виде он мог быть после его обстрела немецкой артиллерией?

  • 1
FYI:

В списках военнопленных Вяземского лагеря военнопленных значится автор этих воспоминаний
295. 07.09.1941 2.9.41 не знает Ешке Юзеф ефрейтор-бортстрелок 2 отряда «Фоки-вульф» 189 имеет жел. крест

https://grossgrisly.livejournal.com/150921.html?thread=1293193#t1293193

Спасибо за уточнение!

весь экипаж был пленен, никого не расстреляли!

Важная деталь! Жаль, что пока ФИО нет - надеюсь потом уточним.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account